Техника

Словарь-классификатор КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Дзию кумитэ — свободный спарринг
Додзё — зал для занятий («место, где ищут путь»)
Ибуки — силовое дыхание
Кантё — мастер, наставник всей организации
Ката — форма, комплекс
Кихон — тренировка без партнера
Кохай — младший
Кумитэ — спарринг
Ногарэ — мягкое дыхание
Ос — традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия и готовности
Рэнраку — комбинации
Самбой кумитэ — условный учебный спарринг на три шага
Сихан — мастер (с 5 дана)
Сосай — шеф, директор всей организации (Масутацу Ояма)
Сэмпай — старший
Сэнсэй — учитель, наставник (3 и 4 даны, в исключительных случаях также 1 и 2 даны)
Тамэсивари — разбивание твердых предметов различными частями тела
Якусоку иппон кумитэ — условный учебный спарринг на один шаг
2. КОМАНДЫ
Дзадзэн — принять позу для сидячей медитации (или Сэйдза — опуститься на колени)
Иой — приготовиться
Маваттэ — повернуться
Мокусо — закрыть глаза
Мокусо ямэ — открыть глаза
Наорэ — вернуться в исходное положение
Отагай ни рэй — поклон всем
Рэй — поклон
Сэнсэй (сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему)
Т(с)индэн ни рэй — поклон символической святыне школы, алтарю
Хадзимэ — начать
Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот)
Ямэ — закончить
Ясумэ — расслабиться
3. СЧЁТ
Ичи — 1
Ни — 2
Сан — 3
Ши(ён) — 4
Го — 5
Року — 6
Сити — 7
Хати — 8
Кю — 9
Дзю — 10
4. СТОЙКИ
а) ожидания и готовности:
Хэйсоку-дачи — ступни вместе
Мусуби-дачи — пятки вместе, носки развернуты
Хэйко-дачи — ступни параллельно примерно на ширине плеч
Фудо-дачи — пятки на ширине плеч, носки развернуты
Ути хатидэи-дачи — стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь)
б) основные::
Дзэнкуцу-дачи — передняя стойка
Кокуцу-дачи — задняя стойка
Санчин-дачи — стойка крепости или «песочные часы»
Киба-дачи — стойка всадника
Сико-дачи — стойка борца сумо
в) переходные:
Нэкоаси-дачи — стойка кота
Цуруаси-дачи — стойка цапли
Какэ-дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади
Мороаси-дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед
г) боевая:
Дзию камаэтэ-дачи или кумитэ-дачи — стандартная боевая (равноправная) стойка
5. УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ
Дзёдан — верхний (голова, шея)
Чудан — средний (корпус)
Гэдан — нижний (ниже пояса)
6. ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУК И НОГ
Ой — одноименное
Гияку — разноименное (противоположное)
7. СТОРОНЫ
Хидари — левая:
Миги — правая
8. НАПРАВЛЕНИЯ
Аго — вверх
Маэ — вперед
Ёко — в сторону
Усиро — назад
Маваси — круговое
Сото — внутрь
Учи — изнутри
Ороси — вниз
9. УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА
а) руки:
Сэйкэн — кулак (передняя часть)
Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть)
Тэтцуи — «кулак-молот»
Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони
Хайто — внутреннее ребро ладони
Сётэй — «пятка» ладони
Кокэн — запястье
Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами (ср. Хиракэн)
Ёхон нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами
Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным пальцем
Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем
Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. Кумадэ)
Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольника в суставах
Хайсю — тыльная сторона ладони
Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем
Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку
Котэ — предплечье
Хидзи — локоть
б) ноги:
Чусоку — подушечка пальцев стопы
Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы
Чейсоку — внутренняя выемка стопы
Хайсоку — подъем стопы
Ас и — подошва
Какато — пятка
Сунэ — голень
Хидза — колено
10. УДАРЫ РУКАМИ
а) толчковые кулаком:
Сэйкэн (чудан, дзёдан, гэдан) цуки — удар кулаком (на всех уровнях)
Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально
Агэ-цуки — удар крюком снизу вверх (в подбородок)
Шита-цуки (или уракэн-шита-учи) — удар крюком снизу вперед (в корпус)
Ороси-цуки — удар крюком сверху вниз (в корпус)
Моротэ-цуки — удар двумя руками (в лицо, корпус)
Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем)
Дзюн-цуки — удар в сторону
б) толчковые производные
Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях)
Ехон нукитэ — удар «копьем» (в горло, в сплетение)
Нихон нукитэ — удар «вилкой» (в глаза)
Хиракэн-цуки — удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус)
Рютокэн-цуки — удар суставами в положении «голова дракона» (в лицо, корпус)
Тохо-цуки (учи) — удар «рукой-крюк» (в горло, под нос)
в) секущие
Сэйкэн аго-учи — верхний прямой удар кулаком
Тэтцуи коми ками-учи — удар «молотом» сбоку снаружи по голове
Тэтцуи ороси ганмэн-учи — удар «молотом» сверху по голове
Тэтцуи хиэо-учи — удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам
Тэтцуи ёко-учи (дзёдан, чудан, гэдан) — удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях)
Уракэн сёмэн ганмэн-учи — удар перевернутым кулаком вперед в лицо
Уракэн саю ганмэн-учи — удар перевернутым кулаком в сторону сверху в лицо
Уракэн хизо-учи — удар перевернутым кулаком в сторону сбоку по ребрам
Уракэн ганмэн ороси-учи — удар перевернутым кулаком сверху по голове
Уракэн сита-учи — см Сита-цуки
Сюто сакоцу-учи — удар ребром ладони сверху по ключице
Сюто сакоцу-утикоми — прямой (режущий) удар ребром ладони по ключице
Сюто ганмэн-учи — удар ребром ладони сбоку по голове, по шее
Сюто хизо-учи — удар ребром ладони сбоку снаружи по ребрам
Сюто ёко ганмэн-учи — удар ребром ладони наотмашь в сторону по голове, по шее
Сюто дзёдан учи-учи — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее
Сэйкэн маваси-учи — удар крюком сбоку (в голову, в корпус)
Уракэн маваси-учи — круговой удар перевернутым кулаком в голову
Хиракэн маваси-учи — круговой удар ладонью в позиции «медвежья лапа»
Накаюби иппонкэн — закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус)
Ояюби иппонкэн — закругленный удар кулаком с полусогнутым большим пальцем (в лицо, корпус)
Хайто (маваши)-учи — круговой удар внутренним ребром ладони (по шее, в корпус)
Моротэ хайто-учи — двойной круговой удар внутренними ребрами ладоней в голову, по шее
Гэдан хайто-уxи — круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах
Хайсю-учи — удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус)
Кокэн-учи — удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям)
Кэйко-учи — прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику Сэй-кэн аго-ути)
г) локтем:
Маэ хидзн атэ (дзёдан, чудан) — вперед сбоку (в корпус, голову)
Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-учи — вперед снизу в подбородок
Агэ хидзи атэ (чудан) — вперед снизу в корпус
Ороши хидзи атэ — сверху вниз
Еко хидзи атэ — в сторону (с помощью другой руки)
Уширо хидзи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»
11. УДАРЫ НОГАМИ
Хидза-гэри — удар коленом
Кин-гэри — удар подъемом стопы в пах
Маэ-гэри чудан или дзёдан (чусоку, какато) — прямой удар вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или пяткой)
Маэ какато-гэри — удар пяткой вперед сверху вниз
Маэ чусоку кэагэ — маховый удар вперед и вверх
Тэйсоку маваши сото кэагэ — маховый круговой удар выемкой стопы снаружи внутрь
Хайсоку маваши учи кэагэ — маховый круговой удар внешнейчастью стопы изнутри
Сокуто ёко кэагэ — маховый удар в сторону внешним ребромстопы
Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный устав
Ёко-гэри чудан или дзёдан — удар ребром стопы в сторону, в корпус или голову
Гэдан маваси-гэри — низкий круговой удар голенью в бедро(«лоукик»)
Маваши-гэри чудан или дзёдан (хайсоку, чусоку) — круговой удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев стопы)
Уширо-гэри (чудан, дзёдан) — удар пяткой назад в корпус или голову
Агэ какато уширо-гэри — удар пяткой назад от колена снизу в пах
Дзёдан учи хайсоку-гэри — диагональный удар подъемом стопы изнутри в голову
Ороши сото какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги снаружи вверх
Ороши учи какато-гэри — удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги изнутри вверх
Какэ-гэри (чусоку) или ура маваши-гэри — обратный круговой удар в голову
Уширо маващи-гэри дзёдан, чудан, гэдан (чусоку, какато) — обратный круговой удар с «вертушкой» на всех уровнях
12. БЛОКИ РУКАМИ
Сэйкэн чудан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне
Сэйкэн чудан уши-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне
Сэйкэн дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат)
Сэйкэн маэ гэдан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат)
Моротэ-укэ — блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой
Моротэ тюдан учи-укэ — двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне
Чудан учи-укэ гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях
Маваши гэдан-барай — нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке)
Сюто маваши-укэ — круговой блок в позиции сюто
Сэйкэн дзюдзи укэ-дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрестный блок предплечьями (кулаки сжаты)
Сётэй-укэ (дзёдан, чудан, гэдан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях
Сюто тюдан сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони
Сюто тюдан ути-укэ — то же
Сюто дзёдан-укэ — то же Сюто маэ гэдан-барай —то же
Сюто дзёдан учи-укэ — блок ребром ладони от головы
Маэ сюто маваши-укэ — двойной круговой блок спереди в позиции сюто
Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан — верхний и нижний окрестный блок, в позиции сюто
Тэнсё — покрытие внешним ребром ладони
Какэ-укэ дзёдан, чудан — верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони
Моротэ какэ-укэ дзёдан, чудан — верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони
Чудан хайто учи-укэ — блок изнутри раскрытой рукой с покрытием тыльной стороной ладони
Кокэн-укэ (дзёдан, чудан, гэдан) — блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях
Гэдан сюто моротэ-укэ — двойной разводящий блок раскинутыми руками сверху вниз и в стороны
Гэдан сётэй моротэ-укэ — двойной нижний блок в позиции сё-тэй (основания ладоней соприкасаются)
Хидзи-укэ (чудан, гэдан) — блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро
Дзёдаи хидзи-укэ — круговой верхний блок локтем внутрь
Осай-укэ — накладка ладонью
13. БЛОКИ НОГАМИ
Сунэ-укэ — блок голенью Хидза-укэ — блок коленом
14. КАТА
1) Простейшие базовые ката
Тайкёку соно ичи
Тайкёку соно ни
Тайкёку соно сан
2) Простые базовые ката
Пинан соно ичи
Пинан соно ни
Пинан соно сан
3) Базовые дыхательные ката
Санчин-но-ката
4) Усложненные базовые ката
Пинан соно ён
Пинан соно го
5) Усложненные ката
Цуки-но-ката
Янцу
Сайфа (Сайха)
Гэкусай дай
Гэкусай сё
6) Усложненные дыхательные ката
Тэнсё
7) Сложные ката
Сэйентин (сэйтен ката)
Канку дай
8) Высшие ката
Су си хо
Гарю
Сэйпай
9) Дополнительные простейшие ката (переходные от кихона к ката)
Кихон-ката соно ити, ни
10) Дополнительные усложненные ката, производные от базовых
Ура тайкёку соно ити
Ура тайкёку соно ни
Ура тайкёку соно сан
Ура пинан соно ити
Ура пинан соно ни
Ура пинан соно сан
Ура пинан соно ен
Ура пинан соно го
11) «Старинные ката» (Корюката)
Найфантин сёдан
Найфантин нидан
Найфантин сандан
Сэсан
Бассай
Кусанку
Супаринпэй
Усэси
12) Ката бодзюцу (искусство боя палкой)
Осиро-но кон
Сюси-но кон
15. ЗНАЧЕНИЯ НАЗВАНИЙ КАТА
Тайкеку — «пеpвопpичина», «Великий Пpедел» (аналогично китайскому Тайцзи).
Ката созданы Гитином Фунакоси. Изучение ката Масутацу Ояма сpавниваал с овладением ползанием, пpежде чем pебенок научиться ходьбе по Пути каpатэ. Hазвание Тайкеку связывается также с умением видеть целое, не сосpедоточиваясь на деталях.
Пинан — «миpное сознание», «миp и гаpмония». Эти ката были созданы Анко Итосу (инстpуктоpом Фунакоси) в 1905 году, как упpощенная веpсия более сложных китайских фоpм — Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью ката является обpетение миpного настpоения, гаpмонии тела и духа.
Санчин — «тpи точки», «тpи фазы». Является дpевнейшей ката каpатэ, завезенной из Китая на Окинаву Канpе Хигаонной и ставшей в последствии основой обучения в стиле Hаха-тэ. Пpедположительно, Санчин восходит к Бодхидхаpме и монастыpю Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеpкивается единство тpиады pазличных свойств, pазвиваемых благодаpя Санчин. Это могут быть сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скоpость, сила и дыхание; внутpенние оpганы, циpкуляция кpови и неpвная система; и наконец, тpи вида энеpгии — ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафpагме (хаpа) и в нижней части живота (тандэн). Санчин — это изометpическая ката, в котоpой каждое движение выполняется с полной концентpацией и с мощным дыханием (ибуки). Целью ката является укpепление мышц тела, pазвитию сильной стойки и пpавильного дыхания. Одновpеменно pазвивается внутpенняя энеpгия (ки) и пpоисходит единение духа и тела.
Тэнсе — «вpащающаяся pука», «текучая pука». Ката создана Тедзюном Мияги в дополнение к Санчин, после углубленного изучения им китайской фоpмы Роккиою. Тэнсе можно соотнести со всеми тpиадами Санчин. Масутацу Ояма считает ее ценнейшей из высших ката.
Сайха (Сайфа) — «пpедельное pазpушение», «большая волна». Эта ката также создана Мияги. Hазвание подpазумевает выpажение пpедельной телесной мощи, а также pешимости и силы духа бусидо, сокpушающих любые пpегpады.
Цуки-но-ката — «счастье и удача», «ката цуки». Ката способствует pазвитию удаpной силы в любом напpавлении (пpи условии пpедставления пpи каждом удаpе pазpушения пpегpады). С постоянными усилиями, напpавленные на pешение жизненных пpоблем, и связывается достижения счастья и удачи, котоpые не пpиходят к тому, кто пpосто ждет.
Янцу — полагают, что это было имя китайского наместника на Окинаве. Иногда название ката переводится как «обретение чистоты». При этом подразумевается, что в повседневной жизненной борьбе необходимо стремиться к преодолению собственной слабости и сохранению чистоты духа.
Гэки (у) сай-дай и се — «большое и малое разpушение кpепости» или «штуpм и кpепость». Ката созданы Мияги в 1940 году для обучения сильным и мощным движениям. Ката способствует pазвитию силы в пеpемещениях и комбинациях, а также подвижности и текучести движений. Плавный пеpеход от атаки к защите дает пpеимущество пеpед гpубой силой.
Канку — «созеpцание неба», где «ку» обозначает не только небо, но и Вселенную, Пустоту. Пеpвоначальное название Кушанку — по имени китайского наместника на Окинаве (1756г.). Этот наместник был известным мастеpом pукопашного боя и часто демонстpиpовал свое искусство. В Канку сохpанилось много элементов из его демонстpаций. Именно Канку выбpал для своих пеpвых показательных выступлений в Японии Г.Фунакоси (1922г.). Hачальное движение pуками обpазует тpеугольник над головой. Чеpез него мы созеpцаем Вселенную и восходящее Солнце. Hезависимо от тpудностей, с котоpыми мы встpечаемся в жизни, Солнце встает каждый день и Вселенная пpостиpается пеpед нами. Hет ничего, что могло бы наpушить эту pеальность бытия. До тех поp, пока мы здесь и пеpед нами — Hебо и Солнце, — мы никогда не будем побеждены.
Сэйентин — «буpя сpеди покоя», «подавление отступления». Hазвание ката указывает на необходимость пpеодоления слабости духа и подавления любого желания отступать пеpед лицом жизненных тpудностей. Каждый должен «подавлять отступающее сеpдце». Самуpаи в долгих походах нуждались в пополнении сил и укpеплении стойкости духа. В ката многие движения выполняются в киба-дати; когда ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух пpиходит на помощь.
Суси-хо — «пятьдесят четыpе шага». Является одной из двух высших ката стиля Сюpи-тэ. Помимо числовой связи названия с количеством движений в оpигинальной фоpме, число «54» имеет внутpеннюю связь с философией буддизма.
Гаpю — «пpобуждающийся дpакон». В философском смысле, Гаpю — это великий человек, остающийся в неизвестности. Ката была создана Масутацу Оямой, а название pанее было его псевдонимом. Истинный каpатэка pазвивает в себе дух скpомности. Как уклоняющийся дpакон, он, обладая силой, не стpемиться ее откpыть.
Сэйпай — «восемнадцать pук». Высшая ката стиля Hаха-тэ. Вместе с тем ката, пpактикуемая в Кекусине, уже может pассматpиваться как самостоятельная форма.
Сюси-но кон — «палка господина Сю (кит. Чжоу)»
Осиро-но кон — «палка матера Осиро»
Названия ката, которые давали мастеpа имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повтоpять пеpед каждым исполнением ката, сосpедоточиваясь на пpинципах и знании, заключенном в каждой из них.